ОЛЕГ ЖИВОТОВ: "Наш институт образовался в космические годы"

В ЭТОМ ГОДУ «ГРАЖДАНПРОЕКТУ» ИСПОЛНЯЕТСЯ 50 ЛЕТ. ЗА ВСЕ ЭТИ ГОДЫ В НАШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ТРУДИЛОСЬ БОЛЕЕ НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, ВНЕСШИХ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И КРАСНОЯРСКА.

 

Накануне юбилея регионального института мы встретились с директором ОАО «Гражданпроект» Олегом Животовым и попросили его рассказать о некоторых актуальных проблемах современного градостроительного процесса в Красноярске. В частности, о том, что полувековой юбилей института совпадает с тем интересным периодом, когда перед Красноярском открываются совершенно новые перспективы, которые потребуют от города больших изменений, а значит, больших усилий от тех, кто проектирует и строит.

ЧУДОМ СОХРАНИЛОСЬ 

— Олег Николаевич, не так давно красноярские архитекторы, специалисты института «Красноярскгражданпроект» при обследовании старинного здания в центре города обнаружили несколько связок старых писем — переписку влюбленных Петра и Веры 50-летней давности. Удивительно, бумага, несмотря на время, отлично сохранилась. А в отношении вашего института можно то же самое сказать? Как удалось сохранить потенциал?

— Можно сказать, чудом. Вообще любой статический объект сохранить проще, чем живой рабочий организм. Да, наша организация по-прежнему выполняет свои задачи и заботится о людях, которые в ней работают, но, конечно, было непросто сохранить его за эти полвека в работоспособном состоянии. За это время мы пережили смену политического и экономического строя. Но те люди, которые здесь работали и работают, оказались крепче внешних факторов. Безусловно, нельзя умалять и заслуги государственных и муниципальных органов власти, которые оказывали институту на протяжении всей его истории ощутимую поддержку, понимая, что такой инструмент незаменим в вопроcах градостроительной политики.

Институт создавался в космические годы. Страна делала огромные успехи, в которые не сразу-то и верилось. Так, наши специалисты в 60-х годах были заброшены на вертолетах в район Крайнего Севера для территориального обследования местности, где, живя в палатке, в тяжелейших условиях, они получили известие о том, что в космос впервые полетел человек. Первая их реакция была — «не верим!». Конечно, с трудом верилось,что где-то только-только осваиваются дикие просторы,а где-то — космос. Но такова наша страна!

Тогда и в «Гражданпроекте» стартовали проекты большой части современного Красноярска, ставшие известным и потом на всю страну: Центральный стадион на острове Отдыха, Большой концертный зал, ансамбль предмостной площади, музей Ленина.

А еще отсюда начинались десятки схем территориального планирования, генеральных планов, проектов планировок школ и больниц, сотни жилых домов и дорог. Все это были повседневные победы, соавторами которых выступали сотрудники института. История,начатая полвека назад, продолжается.

— Как в то время развивался город?

— Молодым людям сложно представить, но в 1964 году большей части современных застроек Красноярска еще не было. Это был период индустриализации, когда точками роста становились различные предприятия, заводы. Сначала появлялись они, а затем вокруг них места обитания работников этих производств. На правобережье, например,был только институт цветных металлов и несколько «сталинок». Большей частью здесь находились пустыри, бараки, частные домишки, даже на месте торгового центра,а далее были заводы. Улицы назывались Косая, Кривая и все в таком духе.

А на левом берегу не было ни Зеленой Рощи, ни Взлетки, ни Северного, ни Покровского... Все это возникло сначала в уме архитекторов и инженеров, а затем стало реальностью.

Сейчас к юбилею мы готовим объемную книгу о становлении и развитии «Гражданпроекта». Во время ее подготовки у нас даже возникла полемика: что должно быть в приоритете — проекты, которые институт воплотил в жизнь, или люди, которые все это придумали и участвовали в реализации.

ПРОЕКТЫ И ЛЮДИ 

— И что победило?

— Однозначно, надо рассказывать о людях. Вот в черновом варианте передо мной корректура книги — здесь наши сотрудники показаны в ретроспективе, есть и фотографии из личных архивов, и воспоминания тех, кто стоял у истоков, очевидцев тех дней. Здесь представлены уникальные снимки,которые мало известны широкому кругу горожан. Вот, видите, на этой странице фотография: вдоль фасада Большого концертного зала идет народный архитектор России Арэг Саркисович Демирханов. Он молод, спина его пряма, без палочки. Автор на фоне своего творения... Такого эксклюзивного материала в книге будет немало. Надеюсь, что юбилейный фолиант станет лучшим подарком к юбилею не только сотрудникам, но и нашим партнерам, соратникам, друзьям. Всем, кто вместе шел и идет с институтом.

Стоит вспомнить, что в период с 60-х до начала 90-х годов ТГИ был ведущим в территориальном планировании: это были и разработки генпланов городов края, и проекты планировок, и архитектурное проектирование. Нам есть чем гордиться в истории.

Благодаря заделу, приобретенному опыту, мы чувствуем себя уверенно и в современной ситуации. Тема территориального планирования до сих пор является конкурентным преимуществом нашего института.

— Но тенденция последних лет такова, что к участию в работе над проектами стали привлекать и «варягов», столичных специалистов или даже из-за рубежа? Почему?

— Наверное, потому, что нет пророка в своем отечестве. При этом нельзя отрицать, что фактор обмена опытом, современная работа и с варягами, и с гостями из-за рубежа плодотворно влияет на качество и нашей работы. В этом взаимодействии мы не ощущаем себя ущербными, поскольку есть что приобрести у коллег, но при этом естьи чем поделиться. Показательный пример — работа над мастер-планом реализации проекта «Красноярск-Сити» с участием японских специалистов. Мы не боимся сказать, что это наша на 100 % совместная работа, взаимодействие не ведущего и ведомого, а работа полноценных партнеров. Тема разработки генерального плана города Красноярска, являясь, безусловно, очень знаковой на современном этапе развития нашего города, по согласованному мнению, потребовала привлечения как можно более широкого круга специалистов по теме градостроительного проектирования. Именно поэтому в команде разработчиков генплана появились такие известные институты, как «Гипрогор» и петербургский НИИ урбанистики. Мы хоть и выполняем в этом взаимодействии функцию рук, а не головы, но нас устраивает то, что своим мнением мы можем оказывать влияние на результат работы. Нисколько не умаляю достоинства этих институтов, хочу лишь заметить, что касается уровня профессионализма, то красноярские проектировщики ни в чем не уступают коллегам из столицы или из-за рубежа, а в знаниях местной специфики превосходят их. Нам не нужно адаптироваться к условиям, тратить время на изучение ситуации, у нас собран богатейших архивный материал по проектированию города.

Огромный комплекс работ выполнен институтом и по социальным объектам — это проектирование детских садов и школ. Мы также продолжаем и архитектурное проектирование различных зданий и сооружений. Налаживаем отношения с такими территориями, как Тува и Хакасия. Географически мы продвигаемся за пределы не только края, но и Сибирского федерального округа. Например, сейчас работаем над объектом госслужбы в Сочи. Словом, трудимся.

ПЛАН НАСТУПЛЕНИЙ И ОБОРОНЫ

— Перейдем к дню сегодняшнему и будущему. На ваш взгляд, новый генеральный план Красноярска должен быть планом наступления на новые территории или планом обороны прежних завоеваний?

— Давайте сравним масштаб небольшого острога (какими были сибирские города) с масштабом крупного мегаполиса с численностью проживающих в 1 млн 300 тысяч. Ясно, что подходы к развитию будут разными. Когда-то у нас была техногенная страница в истории, когда посылом служило обеспечение трудовыми ресурсами мест индустриального развития. И планы развития городов формировались от размещения какого-то производственного комплекса — ГЭС, металлургических заводов... Время изменилось. С началом постиндустриальной эпохи рыночные механизмы неблагоприятно повлияли на судьбу огромных производственных комплексов. Нам в наследство оставлена большая часть свернутых производств и огромных площадей неиспользованных промышленных территорий. Вместе с тем произошел скачок требований по формированию качественной среды проживания. Город не для промышленности, город не для транспорта, а для человека.

Комфортное проживание — вот главный посыл современного градостроительства. А что делает комфортным проживание? Это теплый, современный, энергоэффективный дом, наличие в шаговой доступности детских садов, поликлиник, объектов сферы обслуживания и мест приобретения товаров первой необходимости. С этой точки зрения и стоит рассматривать дальнейшее развитие города.

Расти вширь или развиваться внутри городу? Безусловно, в сибирских условиях невозможно беспредельное расширение городских границ — это влечет дополнительное вложение в инженерно-транспортную инфраструктуру. Затраты будут колоссальными.

С другой стороны, мы сегодня имеем городские коммуникационные сети, у которых срок эксплуатации и ветшающий жилой фонд.

Конечно, зачастую ветхий жилой фонд таков не потому, что он плохо строился, а из-за неудовлетворительного содержания. В городе есть добротные дома с почти 400-летней историей и аварийные 70–80 годов ХХ века постройки. Когда-то особняк принадлежал одному собственнику, и было понимание, что, кроме него, никто следить за домом не будет. В противовес наши кондоминиумы и общежития размыли индивидуальную ответственность в консолидированную безответственность. Поэтому дома более свежие стоят без окон и дверей, а из подвала парит и доносится зловоние. Такой жилой фонд быстрее ветшает и приходит в негодность.

Но вход в сложившуюся городскую застройку ограничен рядом преград. Это и затраты на рекультивацию старого объекта, и правовые нюансы, связанные с прежней собственностью. Не все хозяева фонда под снос разумно подходят к ситуации. Порой переговоры затягиваются на года. Человек устроен так, что хочет получить больше выгоды, вот и собственники хибар надеются вытянуть побольше с застройщика и затягивают процесс застройки. Этот вопрос до конца законодательно пока не урегулирован. Но движение в этом направлении есть. Так, на днях в министерстве строительства и ЖКХ состоится совещание, где как раз будут обсуждаться изменения в законодательстве, позволяющие более продуктивно работать по застроенным территориям. Мы также планируем принять активное участие.

В свое время наш институт сделал оценку имеющегося городского потенциала. По данным мастерской градостроительного проектирования оказалось, что существующая ткань города позволяет реализовать около 4,5–6 млн кв. м жилья. Если учесть, что в год в городе возводится 700–800 тысяч «квадратов», то понятно, что еще, как минимум, на пятилетку мы можем себя обеспечить, строя только внутри имеющейся застройки.

Надо только организовать нормальный процесс замены деградирующего жилого фонда на новый. И тогда вместо частного жилого сектора, двухэтажных бараков, находящихся в ветхом состоянии, мы получим современные комфортные жилые комплексы.

Но и без территориального расширения тоже нельзя. Стоимость квадратного метра при реконструктивном подходе объективно не может быть маленькой, поскольку в состав затрат дополнительным бременем ложится задача по реконструкции устаревших сетей, расселение, снос и рекультивация.

— А как же с социальным жильем? Оно в городе будет?

— Да, конечно. Учитывая сформулированную Президентом РФ задачу по кратному увеличению темпов жилищного строительства и формированию фонда социального жилья, необходимоотметить, что решение этой задачи невозможно без опережающих темпов обеспечения площадок, предназначенных для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры. Согласно законодательству, это целиком и полностью зона ответственности городской власти. Именно поэтому на сегодняшний день с привлечением средств краевого бюджета по заданию городской администрации институтом разрабатывается проект обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой микрорайона Солонцы-2. Планируется, что и реализация проекта будет осуществляться с привлечением бюджетных средств, в идеале, застройщикам будут предоставляться земельные участки, уже обеспеченные всеми техусловиями. Соответственно, цена кв. метра скорректируется ближе к социальным нормам — в пределах 37–38 тысяч рублей. Такое жилье экономкласса будет предоставляться социальным группам населения, работникам муниципальных служб и лицам, переселяемым из аварийного и ветхого жилья.

ОРИЕНТАЦИЯ — ЗАПАД

— В каком направлении будет расти город в ближайшие годы?

— Параметры нового генплана предполагают, что город будет расти территориально, но в прежних границах муниципалитета. В ближайшее время концепция плана выставляется на общественные слушания, а к концу года, началу следующего предполагается его юридически утвердить. Основной вектор направления роста города — это северо- и юго-западное направления. Безусловно, задача непроста. Пока никакого инженерного обеспечения там нет. Кроме того, стоит задача сохранности имеющегося экологического каркаса. Словом, там нужны новые источники тепла, воды, канализации при минимальном воздействии на природу.

— Речь, в основном, идет о расширении Свердловского района?

— Не только, но и Октябрьский район. Новые микрорайоны — Утиный Плес и Тихие Зори, Пашенный, это, естественно, и Николаевский, район плодово-ягодной станции и пул земельных участков федеральной собственности, находящихся в районе ул. Е. Стасовой.

— Каковы сроки освоения?

— Я думаю, это будет не быстро. Это планы 10–25 лет. При этом генплан не выходит за границы существующей городской черты. Здесь надо будет хорошо поработать в плане формирования баланса жилой, общественно-деловой застройки, рекреационных зон и зон транспортных коммуникаций.

— Какого класса будет жилье?

— Генплан — это всего лишь дорожная карта, определяющая пути развития. Он не прописывает, где будет элитное жилье, а где — экономкласса. Определять параметры стоимости кв. метра будут, безусловно, реализованные проекты и рыночные механизмы.

Но, на мой взгляд, создавать анклавы малоимущего или «многоимущего» класса нецелесообразно и непрактично. Должен быть некий микс жилья. Показательным примером служит план реализации «Монолитхолдингом» проекта «Красноярск-Сити», где в центральной части застройки расположено жилье комфорт плюс, во втором поясе — просто комфорт, и опоясывает все это еще один круг экономкласса. Этажность также переменная — от пяти-шести до двадцати пяти. По такому пути наверняка будут идти и последующие проекты.

«Гражданпроект» работает над проектом инженерного и транспортного обеспечения этого района.

СТРОЙКА С ДЕТСТВА 

— Олег Николаевич, а как вы сами пришли в профессию?

— Это был непростой путь. Вообще я из семьи потомственных медиков. И даже сам поступал в медицинский вуз. Но на первых курсах вернулся домой, к родителям. И начал осваивать технические профессии в городе, где проходила ветка БАМа. Этой великой стройкой пропитана вся моя юность, наверное, поэтому строить для меня было судьбой предначертано. Впоследствии учился в Братском технологическом институте, затем поступил в Иркутский железнодорожный институт, перевелся в Красноярск по семейным обстоятельствам.

Во время учебы я всегда работал. Мой трудовой стаж гораздо больше, чем у моих ровесников. В нашей семье я, получается, основатель строительной династии. Надеюсь, мой жизненный опыт позволит продуктивно и плодотворно руководить вверенным мне коллективом, и история института продлится еще, как минимум, на 50 лет.

Благодаря замыслам архитекторов и проектировщиков, в нашем городе за 50 последних лет построено множество замечательных зданий и сооружений. Естественно, без строителей, которые реализуют наши проекты, ни один объект не был бы воплощен в жизнь.

Сейчас перед нами совершенно новые перспективы, которые потребуют от нас больших усилий, чтобы превратить Красноярск в современный, комфортный, благоустроенный мегаполис.

Новый Красноярск

Июнь - июль 2014г. Автор: Любовь Науменко