Соцобъекты Красноярска: проблемы роста

Число российских школьников в ближайшие пять-шесть лет увеличится на миллион человек. При этом почти четверть российских школ, а в городах почти половина, работают в две смены. Такую ситуацию президент страны Владимир Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию назвал «проблемой, которую нужно решать безотлагательно». В качестве одного из вариантов глава государства предложил «...так строить детские сады, чтобы в перспективе их можно было использовать под начальную школу». В том числе рассмотреть возможность строительства школы и детского сада под одной крышей, в едином комплексе.

Что должно измениться в принципах организации общеобразовательных и дошкольных учреждений Красноярска? Ведь обозначенная в президентском послании тенденция наблюдается и у нас. В сегодняшней рубрике «Облик города» мы попытаемся исследовать ответ на этот вопрос.

Почему для Красноярска тоже актуально

По данным главного управления образования администрации Красноярска, сейчас число дошколят в возрасте от нуля до семи лет превышает число школьников в возрасте от семи до 18 лет. На сегодняшний день в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 91 тысяча школьников. Детей же семи лет и младше в Красноярске около 93 тысяч человек.
 

— Город предпринимает все необходимые усилия для увеличения количества мест в школах города, — заверяют в ведомстве. — Для снижения количества обучающихся во вторую смену проведена реконструкция школы № 94 и гимназии № 9. Осенью прошлого года открылась школа на Ястынском поле на одну тысячу мест, начато строительство школы в 7-м микрорайоне жилого района Покровский, запланирована школа в 6-м микрорайоне жилого района Иннокентьевский. Все на тысячу мест. При работе в две смены мощность школ удваивается. Кроме того, следует учитывать, что в некоторых школах города фиксируется недоукомплектованность. Этот резерв тоже имеет значение.
 

Однако, как признают в администрации города, эти меры не решат проблему обеспеченности общеобразовательными учреждениями. В связи с нехваткой школ в новых микрорайонах количество детей, занимающихся во вторую смену, возрастает с 15,3 процента в 2012 году до 18 процентов в 2015 году.

Хорошо забытое

В истории Красноярска есть пример существования школы и детского сада в одних стенах. Рядом со зданием средней школой № 4, которая находится на улице Горького, располагалась «школа-сад». Носила она название «Детский сад № 257». В этом типовом большом здании занимались разновозрастные детсадовские группы и два потока классов с первого по четвёртый.

Но когда появилась проблема с местами в детские сады, здание было целиком передано системе дошкольного образования для увеличения количества групп, а начальную школу вывели в здание, где занималась вторая и третья ступени — с 5-го по 11-й классы.

Плюсы и минусы

Идея объединения школьников и детсадовцев под одной крышей не нова. Уже третий десяток лет этот метод активно внедряется в некоторых образовательных учреждениях Москвы. Ещё в начале 1990-х годов в столице проводился эксперимент по созданию образовательных комплексов, однако эксперимент с треском провалился. Неудачу можно объяснить юридической несостоятельностью системы на тот момент: образовательные комплексы никак не оформлялись, и доходило до того, что учителям не засчитывали стаж работы в таких объединённых учреждениях.
 

У идеи объединения есть плюсы и минусы.

Плюсы

(Речь идёт только об организационном объединении, когда находящиеся рядом школа и детсад становятся под управление одного директора):

 

  • Экономия средств. Сейчас, когда финансирование учебного заведения зависит от количества учащихся, получается, что чем больше детей посещает образовательный комплекс, тем он «богаче». В свете сокращения дублирующихся должностей появляются свободные средства, которые можно потратить на улучшение оснащения, закупку методического материала, бонусные выплаты педагогам.
  • Образовательный комплекс может позволить себе узкоспециализированных специалистов, к примеру, логопеда, инструктора по плаванию.
  • Преемственность дошкольного и начального школьного образований. Делается упор на знакомство ребёнка со школой ещё до того, как он пойдёт в первый класс. Ребёнок успевает адаптироваться к школьным стенам до официального поступления в учебное заведение.
  • Ресурсы, имеющиеся в распоряжении одного учреждения комплекса, становятся доступны и остальным подразделениям: библиотека, бассейн, тренажёрный зал, сенсорная комната и так далее.
  • Объединение детских садов и школ перспективно в плане выстраивания диалога в профессиональной сфере. Педагоги обмениваются опытом, выбирают наиболее оптимальную систему взаимоотношений, выплаты зарплат, например.
  • Дети, посещающие детский сад в составе образовательного комплекса, автоматически попадают в школу из этого же комплекса.

Минусы

  • Сокращение кадров. Многие педагоги теряют свои рабочие места, а найти новые становится не так-то просто.
  • Увеличение нагрузки на оставшихся в штате сотрудников. Не все директора готовы к расширенным полномочиям. Управлять образовательным комплексом намного сложнее, чем маленькой школой.
  • Есть опасения, что интеграция, носящая экспериментальный характер и недоработанная до конца, приведёт к диктату школы над детским садом. Фактически это выразится в том, что школа будет стараться включить в детсадовскую программу как можно больше материала для подготовки к первому классу. Вместо приоритетного игрового направления в дошкольной программе, прописанного, кстати, в новых ФГОСах, упор будет сделан именно на подготовку ребёнка к первому классу, то есть обучению. Многие руководители детских садов считают: вместо того, чтобы объединять две разные ступени образования, было бы логично укрупнять дошкольные учреждения одного порядка.

Антон Шаталов, главный архитектор ОАО «Гражданпроект»:

— На сегодняшний день у архитекторов актуальных разработок совмещённых образовательных комплексов нет. Да и не может быть. Для этого нужно основательно пересматривать нормативную базу. Кроме того, с моей точки зрения, идея совмещения школы и детского сада в условиях крупного города трудно реализуема — технологически эти учреждения слишком разные. Такое объединение гораздо легче было бы применять в сёлах, районных центрах. В этой части президентского послания меня заинтересовало другое — предложение строить такие детсады, которые можно было бы конвертировать в школы. Действительно, после сегодняшнего пика рождаемости неминуемо начнётся спад — в детородный возраст вступают «дети девяностых», которых мало. И детские садики, которые так активно сейчас строятся, начнут высвобождаться. А школы — напротив. Так почему бы не переоборудовать групповые ячейки детсадов в классы начальной школы? Но нужно понимать, что это означает не просто вынести игрушки и вместо них повесить на стену доску. Обучение в бывшем детском садике повлечёт за собой серьёзные изменения в учебной программе. А как быть со спортивными площадками, которых в детсадах просто нет, а школьникам без них нельзя? Вопросов много. Но если удастся найти на них ответы, то объекты-гибриды не только сэкономят наши ресурсы, но и приведут к серьёзным изменениям в системе образования, которая, по сути, калька советской модели.  

А как у них?

За границей подобные интегрированные центры давно и успешно функционируют. Поэтому если мы говорим о США, Европе, то там ребёнок начинает с четырёх лет ходить в школу — не в классическую школу в нашем понимании, а в дошкольное отделение образовательного центра. Один из новых типовых проектов дошкольного учреждения, разработанных в ОАО «Гражданпроект». После прохождения госэкспертизы такие объекты будут строиться в Красноярске и крае. Возможно, именно их через несколько лет понадобится превратить в начальные школы.


Один из новых типовых проектов дошкольного учреждения, разработанных в ОАО «Гражданпроект». После прохождения госэкспертизы такие объекты будут строиться в Красноярске и крае. Возможно, именно их через несколько лет понадобится превратить в начальные школы.

Почему детский сад можно совместить только с начальной школой?

 

 

  Детский сад и первая ступень Вторая и третья ступени
Организация образовательного процесса

Кроватки, игровые, музыкальный класс и зал физкультуры, обучение предметам — всё происходит и всё находится в одном месте (в группе или классе)

Учащиеся сами ходят по специально оборудованным классам, в зависимости от изучаемого предмета

Дидактические материалы

Игрушки, простейшие принадлежности

Дорогостоящие и компьютеризированные. Всё должно быть оборудовано в соответствии с единым государственным стандартом

Эпидемиологическая безопасность

Группы максимально изолируются друг от друга, вплоть до обеспечения отдельного входа

Подростков, чей иммунитет более устойчив к болезням, обучают в одних помещениях

 

 

Газета "Городские новости"

№2903 от 13 января 2014