Исторический квартал. Обсуждения начинаются

Проект по созданию исторического квартала в Красноярске вышел на новый этап. Расселение жителей домов-памятников на улице Горького практически завершено, и город вплотную приблизился к реализации проекта реновации исторической застройки. В течение месяца идею создания в центре города пешеходной улицы с застройкой конца XIX — начала XX века собираются обсудить с горожанами.

 

Надо сказать, что Красноярск не первый сибирский город, где занимаются восстановлением деревянного зодчества. Собственные проекты реновации исторических зданий-памятников за последние несколько лет появились у наших соседей. В 2010 году прошла реновация 130-го квартала — сохранившейся исторической застройки XVIII века — в Иркутске, к празднованию 400-летия города в Томске восстановили историческую застройку. Опыт соседних городов показывает, что подобные проекты могут быть интересны и бизнесу, и горожанам. О том, как сделать так, чтобы красноярский исторический квартал стал любимым местом отдыха горожан, как создать не музей под открытым небом, а живую городскую среду, и как сделать участие в проекте привлекательным для бизнеса, шла речь на совещании, в котором приняли участие глава краевого центра Эдхам Акбулатов и представители законодательной власти региона и профессионального сообщества.

 

Эдхам Акбулатов, глава Красноярска:

 

— Этим проектом мы хотим придать новый импульс развитию центра города. Я считаю, что реализация этой идеи невозможна без совета с горожанами. Хотелось бы обсудить идею исторического квартала и понять, куда нам двигаться дальше.

Предполагается, что в результате реализации проекта в центре города будет создано новое общественное пространство, которое будет включать в себя расположенный в границах улиц Горького, Бограда, Декабристов и Карла Маркса исторический квартал, Центральный парк, который должен преобразиться и действительно стать местом отдыха горожан.

Назрела необходимость говорить о том, что общественные пространства — исторический квартал, парк и левобережная набережная должны быть связаны между собой. Кроме того, обсуждается возможность продолжения этого общественного пространства на находящихся в протоке енисейских островах, чтобы и там могла появиться зона отдыха.

Сегодня мы находимся на определенном рубеже реализации этой идеи, в 2009 году депутаты поддержали программу сохранения исторического наследия Красноярска, эта программа предполагала расселение проживавших в домах-памятниках 100 красноярских семей. Практически все горожане переселены, и нам нужно определиться с дальнейшим направлением работы, которую будет вести администрация города, чтобы довести эту идею до логического завершения, чтобы в городе могло появиться общественное пространство, на территории которого будут сохранены исторические памятники конца XIX века.

При этом подразумевается, что, несмотря на сохранение этой истории, мы должны сделать это пространство современным. Это должна быть сохраненная старина при современном уровне комфорта. Необходимо создать условия, чтобы люди могли приезжать сюда на своих автомобилях, парковать их на этой территории, в квартале должны быть коммунальные услуги и зона бесплатного wi-fi. Многие российские и зарубежные города решили подобную задачу, существуют попытки решения этой задачи в соседних городах, нам нужно найти наиболее приемлемое для нас решение.

 

Андрей Макаров, главный архитектор Красноярска:

 

— Утрата исторического наследия — проблема не только Красноярска, проекты реставрации во многих территориях болезненно, но все-таки реализуются. Мне довелось поработать над историческими памятниками в других городах, это, прежде всего, Иркутск. Я надеюсь, мы увидим информативную архитектуру прошлого с обилием деталей, которая украсит город, что мы все вместе поддержим идею, которую нам представят архитекторы, и постараемся ее реализовать.

 

Артур Пилипенко, руководитель проектной мастерской «Первая линия» (один из авторов проекта исторического квартала в Красноярске):

 

— Наша цель — сохранить историко-архитектурное богатство города. Россия в целом и Сибирь в частности богата деревянным зодчеством. На территории Красноярска такие объекты имеются в достаточном количестве, и ими необходимо заниматься.

Чтобы создать пешеходную улицу, имеющую два фланга домов, кроме объектов, которые уже находятся на улице Горького, мы предлагаем восстановить на другой стороне улицы утраченные памятники того периода. Построить здесь либо утраченные памятники, либо характерные объекты того времени и наделить их теми же функциями, что и основные объекты на улице Горького. Чтобы пешеходная зона была функционально полноценной, в этих зданиях должны появиться небольшие лавочки, кафе, которые будут служить магнитами, местами притяжения, привлекающими горожан. Один из самых важных аспектов проекта исторического квартала — использование подземного пространства под улицей Горького для размещения под землей общественной зоны и парковки.

 

Андрей Макаров:

 

— Разработчики транспортной схемы Красноярска, моделировавшие транспортные потоки, уверены, этот участок улицы Горького может стать пешеходной зоной. Опыт Москвы и других российских городов показывает, что создание пешеходных улиц — это очень понятное горожанам дело.

 

Антон Шаталов, главный архитектор ОАО «Гражданпроект»:

 

— Сегодня улица Горького на этом участке — это четырехполосная городская магистраль. Чтобы подчеркнуть масштаб исторической архитектуры, границы застройки необходимо сузить. Если мы заберем у улицы часть пространства, она станет более уютной.

 

Алексей Клешко, депутат Законодательного Собрания Красноярского края:

 

— Нужно вернуть парку атмосферу городского сада, патриархальность, которая отличала его когда-то. Мы должны понимать, что ларьки и павильоны должны исчезнуть из парка, туда должны вернуться беседки начала века, которые мы видим на фотографиях.

 

Эдхам Акбулатов:

 

— Я считаю, что реализация проекта должна происходить поэтапно. На первом этапе необходимо принимать решение относительно объектов, в которых жили люди и которые уже освобождены. В этих зданиях могут разместиться предприятия, которые будут ориентированы на широкую аудиторию, для того чтобы привлечь на эту территорию разные возрастные группы горожан. Реализация этого проекта будет происходить в рамках муниципально-частного партнерства. Восстановлением объектов должен заниматься бизнес, при этом подразумевается, что бизнесу будут предложены условия, которые позволят ему окупить понесенные затраты.

Парк обязан вписаться в эту концепцию, независимо от того, кто его арендует, будет ли это фирма, которая арендует территорию парка сейчас, или другая организация. Горожане выскажут мнение, каким они хотели бы видеть это общественное пространство, и тот, кто будет на нем присутствовать, обязан будет исполнять их требования.

 

Алексей Клешко:

 

— Необходимо рассмотреть самые разные аспекты наполнения квартала, задачей города не должно стать создание еще одной торговой улицы в Красноярске. Нужно, чтобы исторический квартал стал центром семейного времяпрепровождения. Мне кажется, при этом важно именно разнообразие, и очень важно на этом этапе начинать формировать проектную основу того, как в дальнейшем будет меняться парк. Аттракционы должны быть сохранены, что касается остальной территории, то ее необходимо трансформировать в стилистике городского сада. И надо сразу объявить условия городского участия, чтобы красноярцы понимали: город не будет вкладывать деньги в строительство и реставрацию зданий для ресторанов и кафе, это должны сделать предприниматели.

Этот проект нужно рассматриваться как начало большой программы по реабилитации центральной части. Красноярск постепенно утрачивает центр, деловая активность смещается в район Взлетки, нужно возвращать сюда деловую активность, но это должна быть деловая активность другого рода.

Для реализации проекта потребуется создание управляющей компании, которая, с одной стороной, будет следить за сохранностью памятников, а с другой — возьмет на себя заботы по содержанию территории.

 

Антон Шаталов:

 

— Мы готовим генеральный план города, планируем развитие города на отдаленную перспективу — на 20 лет. Новый генплан будет направлять развитие Красноярска до 2033 года. Самое важное, что исторический центр сегодня является транзитной зоной. Весь транспорт движется через центр, огромное пространство здесь занято под парковками и полосами для движения транспорта. В дальнейшей перспективе мы должны транзит из центра города убирать и вернуть историческому центру пешеходные пространства.

Обсуждаемый проект абсолютно укладывается в эту концепцию города, удобного для жизни. Исторический квартал должен стать культурным эпицентром, который будет разрастаться, и со временем, возможно через десять лет, мы сможем себе позволить создание в центре меридианальной пешеходной улицы. Мы должны предоставить горожанам возможность выхода на набережную.

Улица Бограда — исторически улица Садовая, когда-то проходившая через территорию парка, не особенно насыщена функциями. Насыщение ее функциями — это тоже задача городского значения.

Очень приятно, что этот проект укладывается во множество концепций, которые разрабатываются на городском уровне. В нем предусмотрено интенсивное использование подземных пространств, о необходимости которого мы говорим уже порядка десяти лет. Под улицей Горького должно быть создано двухуровневое пространство, куда уйдут все чуждые исторической теме функции и вспомогательные помещения, необходимые на этой территории, но в то же время не очень гармонирующие с исторической архитектурой.

 

Эдхам Акбулатов:

 

— Чтобы привлечь как можно больше заинтересованных горожан к ее обсуждению, концепция исторического квартала будет опубликована в сети Интернет. В течение месяца мы ждем предложения от горожан, касающиеся функционального наполнения этих помещений, о том, какими функциями можно было бы наделить исторический квартал.

Региональный строительный еженедельник "Проекты Красноярья"

4 марта 2014 г. Автор: Зинаида Первухина